На главную

О НАРОДНОМ ТЕАТРЕ

ЮБИЛЕЙ КИНГИСЕППСКОГО НАРОДНОГО ТЕАТРА

Дина УСЫНИНА, заместитель директора
МУК "Кингисеппский культурно-досуговый комплекс",
публикация в альманахе
Ленинградского областного учебно-методического центра культуры и искусства
"Область культуры", 2009

В этом году Кингисеппский Народный театр отмечает юбилей - 40 лет со дня получения звания.

Однако сам коллектив появился еще раньше - в 1947 году, когда в тяжелых послевоенных условиях группа самодеятельных артистов под руководством режиссера А. Струпович начала показывать свои спектакли кингисеппским зрителям. В репертуар вошли произведения А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского. Живое сценическое искусство оказалось востребованным в то время, когда людей, казалось бы, должна интересовать только забота о хлебе насущном. Наверное, театр стал для его участников и зрителей "лучом света в темном царстве".

В 1966 году коллектив возглавил режиссер П. Высоцкий. Это время связано с постановкой масштабных исторических спектаклей, в которых громко звучит тема патриотизма: "Борис Годунов" А.С. Пушкина, "Александр Невский", "Три смерти Альфреда Герцога" о последних днях гитлеровской Германии. В 1969 году за дос-тигнутые творческие успехи театру было присвоено звание "Народный".

Преемником П. Высоцкого стал А.Тихомиров, выпускник ГИТИСа, ныне директор Кингисеппского культурно-досугового комплекса. В его постановке выходят спектакли по произведениям В. Распутина, А. Галина, Б. Васильева. Их высокий художественный уровень могли оценить не только кингисеппские, но и ленинградские зрители. Например, спектакль "Ретро" по пьесе А. Галина в постановке А. Тихоми-рова был показан в Пушкинском театре.

Следующий режиссер, Ю. Шишкин, закончил ЛГИТМиК, мастерскую Г.А. Товстоногова. Он много и плодотворно работал в профессиональных театрах страны. С его приходом в коллектив на афише преобладают спектакли для детской аудитории. Сегодня Ю. Шишкин - художественный руководитель Кингисеппского театра юного зрителя, который выполняет благородную задачу культурного воспитания детей.

История Кингисеппского Народного театра - тема, требующая не только отдельного разговора, но и достойная уже специального исследования. Надеемся, оно еще впереди.

С 2002 года Народным театром руководит В.Юшко, выпускник Ленинградского областного колледжа культуры и искусства. Сейчас Народный театр - это коллектив юношеский и молодежный. На афише вновь появились имена классиков русской и зарубежной литературы. Конечно, их сценическое воплощение силами любителей было далеко не идеальным. Но выбор сложного, тематически богатого материала позволял многому научить актеров. А еще позволял разделить сцену и телевидение, которое с некоторых пор стало внушать зрителю, что вредно задумываться о чем-то кроме собственной выгоды и что достойные подражания идеалы происходят из мира криминала и "гламура".

О спектакле по рассказам Чехова "Человек!.." кингисеппская молодежная газета "Своя компания" отзывалась так: "В спектакле режиссер вновь доказывает, что классика современна и сегодня. Разве изменился человек со времен Гоголя и Чехова? Не живут ли между нами Чичиковы и Маниловы, не звучит ли по-прежнему голос Чацкого, как глас вопиющего в пустыне? Эпиграфом к спектаклю стали слова: "Так хочется, чтобы тебя любили, понимали, слышали. Так трудно понять, услышать другого. Почему?"

Коллектив, помимо основной деятельности, выпуска спектаклей, ведет активную концертную работу. Хорошей традицией стало ежегодное проведение спектаклей-концертов, посвященных Международному дню театра. Всего с 2003 года театр участвовал более чем в 100 различных мероприятиях различного уровня. Среди них: многочисленные концертные программы кингисеппских Домов культуры, Дни молодежи, Фестивали бардовской песни, городские праздники Рождества и Масленицы, театрализованные представления на сельскохозяйственных ярмарках, новогодние мероприятия, включая участие в проведении приема у губернатора Ленинградской области в декабре 2008 года.

Народный театр - один из немногих в городе любительских коллективов, на мероприятия которых продаются билеты. Готовность зрителя не только придти на спектакль, но еще и заплатить за вход сама по себе говорит о многом.

Мы надеемся, что это говорит еще и о возвращении в театр утраченных по опреде-ленным причинам зрителей. Надеемся, что усилия коллектива по сохранению теат-ральной культуры в городе не будут напрасными. И что коллектив, родившийся через два года после войны, отметит еще много юбилеев.